Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне Алтая и Тибета

Зуб гоминина TNH2-1, найденный в Лаосе | Источник: Fabrice Demeter et al. / Nature Communications, 2022

Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне пещер Денисовой и Байшия. Находка представляет собой зуб девочки, жившей около 131−164 тысячи лет назад. Моляр был найден во время раскопок в лаосской пещере, а его принадлежность к денисовцам была впервые определена на основании морфологии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

В 2010 году стало известно о том, что палеогенетики прочитали древний геном индивида из Денисовой пещеры, который оказался отличен и от людей современного анатомического типа (Homo sapiens), и от неандертальцев (H. neanderthalensis). Ученые сделали это открытие, исследовав ногтевую фалангу мизинца Денисова-3, которая принадлежала подростку возрастом 13−16 лет, жившему около 76,2−51,6 тысячи лет назад. За 12 лет со дня публикации этой статьи ученые сумели обнаружить меньше десятка окаменелостей, которые достоверно можно считать денисовскими. За исключением одной, найденной в тибетской пещере Байшия, все они были раскопаны в Денисовой пещере. Исследование материалов этого памятника показало, что денисовцы оказались на Алтае около 300 тысяч лет назад и, видимо, исчезли в начале верхнего палеолита. Одной из самых ярких находок, сделанных за это время, оказался небольшой фрагмент кости Денисова-11. Анализ ДНК показал, что она принадлежала девочке, чьей мамой была неандерталка, а отцом — денисовец.

Хотя денисовцы вымерли очень давно, они внесли свой вклад во многие популяции современных людей, например, в коренное население Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии. Недавнее исследование показало, что некоторые племена филиппинских негритосов унаследовали на 34−40 процентов больше денисовских генов, нежели коренные австралийцы и папуасы, то есть больше всех в мире. Кроме того, сразу несколько исследований продемонстрировали, что некоторые современные популяции получили вклад от двух разных групп денисовцев. Похоже, эти архаичные люди в древности заселяли обширные территории от Алтая до Юго-Восточной Азии. Возможно, некоторые уже известные древние находки принадлежали к этой популяции. Так, в прошлом году такие подозрения пали на череп из Харбина.

Источник: news.mail.ru